пятница, 5 июня 2020 г.

РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

      Родной язык и родная литература... 
     Эти два премета до сих пор ставят в тупик многих, поскольку родными являются русский язык и соотвественно русская литература. Если администрация выделяют по 0.5 часа на каждый предмет (17 часов в год), то вариантов преподавания этих двух предметов, может быть два: - чередовать родной язык и родную литературу по четным и нечетным неделям; - разделить по полугодиям (I полугодие- литература, II полугодие – русский язык). 
    Какой бы вариант мы ни выбрали, планирование тем по предметам «родной язык» и «родная литература» должно быть, на мой взгляд» с учетом тем по предметам «русский язык» и «литература». Если же планировать темы изучения по родному языку и русскому языку (то же и по родной литературе и литературе) вне связи друг с другом, то трудно будет объяснить участникам образовательного процессам (ученикам, родителям), почему в понедельник мы читали и анализировали рассказ Ф.Абрамова (литература), в пятницу взяли для изучения произведение писателя Владимирской области (родная литература), а в следующий понедельник вернулись к разговору о рассказе Ф.Абрамова. Важно на этапе планирования продумать это, чтобы и учителю, и ученику четко понимать содержание 2 предметов, чтобы между предметами усматривалась содержательная, логическая связь, но при этом и в том, и в другом предметах были запланированы уроки развития речи, уроки контроля, поскольку оценивать мы должны детей отдельно по предметам «русский язык», «родной язык», «литература», «родная литература». Считаю, что оценивать учащихся по предметам «родной язык» и «родная литература» при 17 часах в год целесообразно по полугодиям. 
    Напомню также, что часы, предназначенные для ведения предметов «родной язык» и «родная литература», не должны подменяться подготовкой к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, не должны быть направлены на пересдачу неудачно выполненных контрольных работ. Об этом сказано в письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.12.2018 № 03-510: «Недопустимо изучать учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература" (предметная область "Родной язык и литература") за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией на изучение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" (предметная область "Русский язык и литература"), использовать время, отведенное на изучение учебных предметов "Родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература" (предметная область "Родной язык и литература"), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)» Подробнее здесь https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.12.2018-N-03-510/ 
 Это самостоятельные предметы. Рабочие программы к ним мы создаем на основании примерных программ. Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ. Программа по родному языку должна включать 3 блока: - лингвокультурология (язык в контексте культуры русского народа) - нормы речи - риторика.
 Примерной программы по родной литературе на https://fgosreestr.ru/ нет. Поэтому учитель сам определяет для себя, в чем заключается отличие предметов «родная литературы» и «литература». На мой взгляд, программа по предмету «родная литература» подразумевает углубление основного курса литературы, за счет: 1) включения произведений по краеведению; 2)включение произведений, отражающих события истории страны, города (села); 3)уроки, направленные на осмысление роли образных, метких, собственно русских выражений (пословиц, поговорок, фразеологизмов) в речи героя художественного произведения, особенности лексики художественного (диалектизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы) как отражение эпохи. А у вас как?

Комментариев нет:

Отправить комментарий