ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКЕ
В
статье «Игровой прием «Шапка вопросов» я указала на книгу В.М. Букатова и
А.П. Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для
учителя». На каком-то этапе своей деятельности очень эта книга мне помогала и
оживляла мои уроки. Так, простая игра в «Волшебную палочку», например, часто
являлась одним из элементов урока.
Суть игры проста. Есть некий предмет
(«волшебная палочка»), им может быть ручка, карандаш (возможно, вы сделаете
что-то похожее на настоящую волшебную палочку), который передается из рук в
руки, при этом игроки называют какое-то правило, явление, факт, слово по теме.
Расскажу
о том, на каком этапе урока мы играли в игру «Волшебная палочка» и какое
задание для «волшебной палочки» придумывали.
Чаще
всего игру «Волшебная палочка» мы включали на этапе проверки домашнего задания
или на этапе первичного закрепления нового материала. Хотя эта игра может быть
и введением в новый материал.
Вчера
вы начали говорить о великом русской писателе Л.Н. Толстом? Вы рассказывали
детям о роли Ясной Поляны в жизни писателя, о детских годах, о его жизненных
убеждениях, о его семье. А сегодня, передавая волшебную палочку, дети называют
по одному факту из жизни писателя. И если первые 5-6 человек делают это легко,
то остальным приходится туговато. Но
процент запоминания будет гораздо выше, чем если кто-то из учеников
просто выйдет и расскажет зазубренный дома текст учебника.
Это
на уроке литературы. А по русскому языку, передавая волшебную палочку, можно
называть слова-синонимы, антонимичные пары, словосочетания определенного типа,
существительные, прилагательные и т.д., а как-то при изучении фразеологизмов
предложила не просто назвать известный ребенку фразеологический оборот, а еще и
пояснить его. Т.е., один ученик называет, например, «работать спустя рукава», а
другой поясняет, что это значит «работать плохо, без старания».
Недавно
попалась статья Вячеслава Букатова «А начали вроде бы
с пустякового задания» как раз об игровом приеме «Волшебная
палочка». Приведу некоторые цитаты из статьи, которые несколько оживили мои
знания о приеме и заставили применять его по-новому:
Ø «Волшебной
палочкой может служить самый неожиданный предмет»;
Ø «Игровое
правило для передачи палочки должно быть очень простым; Особенно в старших
классах. Только тогда в эстафету включатся все: и сообразительные, и тугодумы,
и покладистые, и ленивые»;
Ø «…не
повторять сказанное и долго не думать»;
Ø «Задание
должно быть не только простым, но и близлежащим». Соблюдайте принцип «здесь и
сейчас».
Ну, что ж, уважаемые коллеги, вперед! Применять
игровой прием «волшебная палочка»!
Комментариев нет:
Отправить комментарий