КАК НАМ ПОМОГАЕТ ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКЕ

В статье «Игровой прием «Шапка вопросов» я указала на книгу  В.М. Букатова и А.П. Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя». На каком-то этапе своей деятельности очень эта книга мне помогала и оживляла мои уроки. Так, простая игра в «Волшебную палочку», например, часто являлась одним из элементов урока.

 Суть игры проста. Есть некий предмет («волшебная палочка»), им может быть ручка, карандаш (возможно, вы сделаете что-то похожее на настоящую волшебную палочку), который передается из рук в руки, при этом игроки называют какое-то правило, явление, факт, слово по теме.

Расскажу о том, на каком этапе урока мы играли в игру «Волшебная палочка» и какое задание для «волшебной палочки» придумывали.

Чаще всего игру «Волшебная палочка» мы включали на этапе проверки домашнего задания или на этапе первичного закрепления нового материала. Хотя эта игра может быть и введением в новый материал.

Вчера вы начали говорить о великом русской писателе Л.Н. Толстом? Вы рассказывали детям о роли Ясной Поляны в жизни писателя, о детских годах, о его жизненных убеждениях, о его семье. А сегодня, передавая волшебную палочку, дети называют по одному факту из жизни писателя. И если первые 5-6 человек делают это легко, то остальным приходится туговато. Но  процент запоминания будет гораздо выше, чем если кто-то из учеников просто выйдет и расскажет зазубренный дома текст учебника.

Это на уроке литературы. А по русскому языку, передавая волшебную палочку, можно называть слова-синонимы, антонимичные пары, словосочетания определенного типа, существительные, прилагательные и т.д., а как-то при изучении фразеологизмов предложила не просто назвать известный ребенку фразеологический оборот, а еще и пояснить его. Т.е., один ученик называет, например, «работать спустя рукава», а другой поясняет, что это значит «работать плохо, без старания».

Недавно попалась статья Вячеслава Букатова «А начали вроде бы с пустякового задания» как раз об игровом приеме «Волшебная палочка». Приведу некоторые цитаты из статьи, которые несколько оживили мои знания о приеме и заставили применять его по-новому:

Ø  «Волшебной палочкой может служить самый неожиданный предмет»;

Ø  «Игровое правило для передачи палочки должно быть очень простым; Особенно в старших классах. Только тогда в эстафету включатся все: и сообразительные, и тугодумы, и покладистые, и ленивые»;

Ø   «…не повторять сказанное и долго не думать»;

Ø  «Задание должно быть не только простым, но и близлежащим». Соблюдайте принцип «здесь и сейчас».

Ну, что ж, уважаемые коллеги, вперед! Применять игровой прием «волшебная палочка»!


Комментариев нет:

Отправить комментарий