Продолжаю разговор об игре на уроке (эта тема меня одно время очень увлекала, да и сейчас не перестает быть актуальной и занимательной).
Почти всякая игра предполагает:
- ü Распределение
ролей (выбор водящего или ведущего, капитанов, экспертов, знатоков, помощников,
наблюдателей, игроков);
- ü Сопутствующая
атрибутика (отличительный знак команды, название);
- ü Некое действие,
желательно связанное с движением
(добежать до определенной точки и что-то положить или взять; спрятать или найти
предмет, игрока; передать какой-либо предмет
и проч.);
- ü Деление на
команды;
- ü Условие (например,
выполнять что-либо в тишине, по очереди, с закрытыми глазами);
- ü Зарабатывание
баллов, очков (в виде жетонов, значков, фишек, игровых монет);
- ü Награждение
победителей (грамоты, дипломы, призы, отметки)
В данной статье опишу, как мы на уроке
используем эти игровые моменты.
1. Распределение
ролей. Чаще всего на уроке, в который мы включаем викторину (игру в вопросы и
ответы), мы делимся на ведущего (водящего), им обычно бывает учитель,
и игроков. А если
ведущий будет выбран из числа учащихся? А если мы будем менять ведущего
по истечении какого-то времени (например, после того, как он задаст
приготовленные 5 вопросов по теме)? Или пригласим вести игру анимированного
персонажа (им может быть ростовая кукла, или кукла-перчатка, или
кукла-марионетка по имени Почемучка)? Наверное, эффект от игры будет более
впечатляющим.
Выбор
роли на уроке может быть куда более разнообразным, чем деление на ведущего и
игроков. Например, на уроке по обобщению темы «Правописание приставок в русском
языке» мы были экспертами
по вопросам изучения русского языка, журналистами, которые задавали вопросы
экспертам, чтобы потом осветить их в печатных изданиях (журналах «Вопросы
языковедения» и «Русский язык в школе», газете «Первое сентября» и проч.)
На
уроке литературы по теме «Баллада как литературный жанр» роль учителя досталась ученице, которую нарядили как
средневековую даму (время появления баллады как литературного жанра) и которая
с помощью своих друзей (Эпоса, Лирики и Драмы)
и приготовленных вопросов, небольших сценок, используя музыкальных
фрагменты, обобщила материал, изученный по теме. О театрализации на уроках
подробнее читайте в статье Клюевой Н.В. «Элементы
театрализации на уроке».
На
уроке по повторению орфографии в 7 классе, выявив проблему безграмотности
населения по ценникам, плакатам в общественном транспорте, объявлениям на
подъезде, мы разработали предложения по решению этой проблемы, примерив на себя
роли:
ü Ресторатора;
ü Директора
конфетной фабрики;
ü Таксиста;
ü Мамы (или папы);
ü Коллектива
учителей;
ü Сотрудников
парикмахерской.
Очень интересные
предложения поступили, которые потом вылились в проектные работы.
2.
Если
уж вы эксперт по вопросам изучения
языка, то иметь соответствующий костюм просто необходимо (джинсы и свитер никак
тут не подойдут), а если вы журналист, то микрофон, диктофон, фотоаппарат в
руках, ручка и блокнот, а также бейдж с именем и фамилией, с указанием на то
СМИ, которое вы представляете, обязательны.
3.
Много-много
пишут о малоподвижном образе жизни современного человека, о необходимости в
двигательной активности ребенку. На уроке математики или истории не больно-то
разбежишься. А пройтись по классу ой как хочется, порой. В этом смысле
включение игрового момента решает проблему на «5». Не просто ответь на вопрос,
касающийся изученного материала, а выйди к доске, запиши какое-то слово по теме
(например, синоним к заданному слову), да сделай это быстрее одноклассника с
другого ряда, да еще и соблюдая очередность. Да, займет больше времени на
уроке, да, и шумновато будет, чем обычно, но точно эффективно и точно
интересно. Здесь очень выручит волшебная палочка, о которой мы писали в статье «Как нам помогает
«Волшебная палочка».
Правда, движения будет меньше.
4.
Часто
нам необходимо поделить ребят на группы или команды, и не только для проведения
игры. Вероятно, вы сталкивались с тем, что сделать это бывает сложно, потому
что выясняется, что этот не хочет быть в команде с тем-то, а тот – с этим.
Начинается гвалт, время съедается, и от хорошей затеи ничего не остается, кроме
головной боли. А вот если предложить поделиться на каких-то условиях, тут уж ни
споров, ни криков. Условие есть условие. Например, можно поделиться на девочек
и мальчиков; по цвету (нарезаем полоски цветной бумаги, нужно 4 группы –
нарезаем 4 вида полосок – красные, зеленые, желтые, синие); по имени (команда
Саш и Маш, команда Сереж и Дим), по времени года, в котором родился (все летние
– в одну команду, все зимние – в другую и т.д.) Это требует, безусловно,
отличных знаний о коллективе, с которым вы работаете.
5.
Соблюдение
условий игры – обязательный элемент игры, иначе игра не игра. Здесь учителю
зачастую приходится прибегать к помощи Наблюдателя или Помощника, который
следит за соблюдением правил и условий игры. Хорошо, если у вас есть
неработающая мама. Включение родителей в процесс освоения знаний решает попутно
и другие задачи.
6.
Если
есть нарушение правил, значит, есть штрафные баллы за несоблюдение этих правил.
Заранее разработать и озвучить (а лучше наглядно представить в виде плаката,
слайда) шкалу дополнительных и штрафных баллов надо. Если вы используете один
тип игры, то шкала баллов может быть разработана раз и навсегда, одна и та же.
И жетоны (фишки), которые игроки набирают во время игры за правильные ответы на
вопросы, например, могут быть тоже нарезаны раз и навсегда, чтобы не тратить время каждый раз на вырезание
кружков (квадратиков, треугольников, звездочек) из картона.
7.
Не
всегда у учителя есть возможность одарить детей призами и вручить грамоты.
Подключается уже денежный вопрос. Однажды я услышала, как чья-то мама сказала: «В игре важен процесс, а
призы…». Согласна, мы проводит игру ради процесса, через игру обучаем. Но дети… Они ждут
подарков. Поэтому конфеты, ручки, ластики, точилки, линейки и, конечно, пятерки
в дневниках, на мой взгляд, такой же обязательный элемент игры, как и все
описанное выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий