И ЕЩЕ ОБ ИГРЕ НА УРОКЕ

Продолжаю разговор об игре на уроке (эта тема меня одно время очень увлекала, да и сейчас не перестает быть актуальной и занимательной).

Почти всякая  игра предполагает:

  1. ü Распределение ролей (выбор водящего или ведущего, капитанов, экспертов, знатоков, помощников, наблюдателей, игроков);
  2. ü  Сопутствующая атрибутика (отличительный знак команды, название);
  3. ü  Некое действие, желательно  связанное с движением (добежать до определенной точки и что-то положить или взять; спрятать или найти предмет, игрока; передать какой-либо предмет  и проч.);
  4. ü  Деление на команды;
  5. ü  Условие (например, выполнять что-либо в тишине, по очереди, с закрытыми глазами);
  6. ü  Зарабатывание баллов, очков (в виде жетонов, значков, фишек, игровых монет);
  7. ü  Награждение победителей (грамоты, дипломы, призы, отметки)

В данной статье опишу, как мы на уроке используем эти игровые моменты.

1.     Распределение ролей. Чаще всего на уроке, в который мы включаем викторину (игру в вопросы и ответы), мы делимся на ведущего (водящего), им обычно бывает учитель, и игроков. А если ведущий будет выбран из числа учащихся? А если мы будем менять  ведущего  по истечении какого-то времени (например, после того, как он задаст приготовленные 5 вопросов по теме)? Или пригласим вести игру анимированного персонажа (им может быть ростовая кукла, или кукла-перчатка, или кукла-марионетка по имени Почемучка)? Наверное, эффект от игры будет более впечатляющим.

Выбор роли на уроке может быть куда более разнообразным, чем деление на ведущего и игроков. Например, на уроке по обобщению темы «Правописание приставок в русском языке» мы были экспертами по вопросам изучения русского языка, журналистами, которые  задавали вопросы экспертам, чтобы потом осветить их в печатных изданиях (журналах «Вопросы языковедения» и «Русский язык в школе», газете «Первое сентября» и проч.)

На уроке литературы по теме «Баллада как литературный жанр» роль учителя досталась ученице, которую нарядили как средневековую даму (время появления баллады как литературного жанра) и которая с помощью своих друзей (Эпоса, Лирики и Драмы)  и приготовленных вопросов, небольших сценок, используя музыкальных фрагменты, обобщила материал, изученный по теме. О театрализации на уроках подробнее читайте в статье Клюевой Н.В. «Элементы театрализации на уроке».

На уроке по повторению орфографии в 7 классе, выявив проблему безграмотности населения по ценникам, плакатам в общественном транспорте, объявлениям на подъезде, мы разработали предложения по решению этой проблемы, примерив на себя роли:

ü  Ресторатора;

ü  Директора конфетной фабрики;

ü  Таксиста;

ü  Мамы (или папы);

ü  Коллектива учителей;

ü  Сотрудников парикмахерской.

Очень интересные предложения поступили, которые потом вылились в проектные работы.

2.      Если уж  вы эксперт по вопросам изучения языка, то иметь соответствующий костюм просто необходимо (джинсы и свитер никак тут не подойдут), а если вы журналист, то микрофон, диктофон, фотоаппарат в руках, ручка и блокнот, а также бейдж с именем и фамилией, с указанием на то СМИ, которое вы представляете, обязательны.

3.      Много-много пишут о малоподвижном образе жизни современного человека, о необходимости в двигательной активности ребенку. На уроке математики или истории не больно-то разбежишься. А пройтись по классу ой как хочется, порой. В этом смысле включение игрового момента решает проблему на «5». Не просто ответь на вопрос, касающийся изученного материала, а выйди к доске, запиши какое-то слово по теме (например, синоним к заданному слову), да сделай это быстрее одноклассника с другого ряда, да еще и соблюдая очередность. Да, займет больше времени на уроке, да, и шумновато будет, чем обычно, но точно эффективно и точно интересно. Здесь очень выручит волшебная палочка, о которой мы писали в статье «Как нам помогает «Волшебная палочка». Правда, движения  будет меньше.

4.      Часто нам необходимо поделить ребят на группы или команды, и не только для проведения игры. Вероятно, вы сталкивались с тем, что сделать это бывает сложно, потому что выясняется, что этот не хочет быть в команде с тем-то, а тот – с этим. Начинается гвалт, время съедается, и от хорошей затеи ничего не остается, кроме головной боли. А вот если предложить поделиться на каких-то условиях, тут уж ни споров, ни криков. Условие есть условие. Например, можно поделиться на девочек и мальчиков; по цвету (нарезаем полоски цветной бумаги, нужно 4 группы – нарезаем 4 вида полосок – красные, зеленые, желтые, синие); по имени (команда Саш и Маш, команда Сереж и Дим), по времени года, в котором родился (все летние – в одну команду, все зимние – в другую и т.д.) Это требует, безусловно, отличных знаний о коллективе, с которым вы работаете.

5.      Соблюдение условий игры – обязательный элемент игры, иначе игра не игра. Здесь учителю зачастую приходится прибегать к помощи Наблюдателя или Помощника, который следит за соблюдением правил и условий игры. Хорошо, если у вас есть неработающая мама. Включение родителей в процесс освоения знаний решает попутно и другие задачи.

6.      Если есть нарушение правил, значит, есть штрафные баллы за несоблюдение этих правил. Заранее разработать и озвучить (а лучше наглядно представить в виде плаката, слайда) шкалу дополнительных и штрафных баллов надо. Если вы используете один тип игры, то шкала баллов может быть разработана раз и навсегда, одна и та же. И жетоны (фишки), которые игроки набирают во время игры за правильные ответы на вопросы, например, могут быть тоже нарезаны раз и навсегда, чтобы  не тратить время каждый раз на вырезание кружков (квадратиков, треугольников, звездочек) из картона.

7.      Не всегда у учителя есть возможность одарить детей призами и вручить грамоты. Подключается уже денежный вопрос. Однажды я услышала, как чья-то  мама сказала: «В игре важен процесс, а призы…». Согласна, мы проводит игру ради процесса,  через игру обучаем. Но дети… Они ждут подарков. Поэтому конфеты, ручки, ластики, точилки, линейки и, конечно, пятерки в дневниках, на мой взгляд, такой же обязательный элемент игры, как и все описанное выше.


Комментариев нет:

Отправить комментарий