СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Работа с одаренными детьми – одно из актуальных направлений работы в современной школе.

В педагогической литературе описаны стратегии работы с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация. Изучив их, мы можем выработать собственный маршрут по эффективному использованию их в обучении одаренных детей.

Примером формы обучения в рамках стратегии «Ускорение»  может быть организация работы творческих мастерских, проведение мастер-классов, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

Попытка углубления наблюдается в профильных классах старшей школы. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам. Углубление возможно через кружковую работу или через работу по программам внеурочной деятельности по предметам. Углубленный материал в дозированной форме можно предлагать и на отдельных уроках.

Стратегия «Обогащение» может быть реализована через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т. д.  Это, конечно, требует огромных временных затрат со стороны учителя.

Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Фокус обучения в этом случае - использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Подобные программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), а являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.

«Проблематизация» и «обогащение» считаются наиболее перспективными. Использовать эти стратегии можно, если подбор класса соответствующий, или возможно деление на группы внутри класса.

Традиционно I четверть – это проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьника. Участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх – это уже результат работы с одаренными детьми. К этому детей надо, безусловно, готовить:

-        включать задания повышенной сложности, шарады, головоломки в канву урока (предлагать индивидуально);

-        обращать внимание на нестандартные формулировки заданий (например, на содержащие ответ в вопросе);

-        предусматривать для детей с креативным мышлением задания творческого характера как вариант домашней работы (типа «Продолжи текст по заданному началу…», придумай сказку на грамматическую тему);

-        предусмотреть индивидуальные консультации для интеллектуально одаренных детей;

-        рассмотреть задания олимпиады по предметам прошлых лет, проанализировать ошибки.

По итогам проведения олимпиады следует провести  занятие по разбору олимпиадных заданий для заинтересованных учеников в рамках кружковой или внеурочной работы, что позволит углубить знания по предмету, научить правильно подходить к выполнению разного типа заданий, вникать в содержание заданий, распределять время.


Комментариев нет:

Отправить комментарий