ОЦЕНКА УСТНОГО СООБЩЕНИЯ НА УРОКЕ

Остановимся на оценивании устного сообщения. По мнению коллег, это один из самых трудных видов работы ученика с точки зрения подходов к оцениваю. Поиск информации, отбор необходимого материала в огромном потоке информации, последовательное выстраивание в виде текста, а затем устное сообщение материала на уроке – это умения, заслуживающие высокой оценки.

Тем более важен отбор критериев в каждом случае, который предполагает подготовку устного сообщения. Значимо все: требуемый объем; время, отведенное на выступление в классе; наличие сопровождающего наглядного материала (презентация, плакат, фотографии, видео); выразительность речи; владение содержанием, готовность ответить на вопросы.

Кроме того, необходимо учитывать выполнение как обязательных условий, сопровождающих выступление ученика, так и дополнительных (необязательных).

Итак, если учащемуся предстоит подготовить сообщение о жизни писателя, ученого, то он должен знать, что «5» он получит в том случае, если его сообщение будет содержать:

1.      Фото личности, о которой он готовит сообщение (обязательно);

2.      Презентация (дополнительно);

3.      Перечень фактов из жизни писателя/ученого, которые важны для понимания его роли в литературе/науке (обязательно);

4.      Объем – 0,5-1 страница печатного текста (обязательно);

5.      Время выступления – 1-2 минуты (обязательно);

6.      Знание материала (НЕ чтение с листа) (обязательно).

Поэтому отметка «3» не будет сюрпризом для ученика, который читал (см. критерий 6) то, что он нашел в Интернете, не особенно заботясь об отборе материала (см. критерий 3), при отсутствии какой бы то ни было наглядности (см.критерий 1,2).

Не будет сюрпризом и отметка «4», если ученик сообщает подробно о жизни писателя (ученого), его сообщение занимает львиную долю времени урока, оно уже всех утомило и не соответствует задачам урока.

Здесь работает правило: «Лучше меньше, да лучше» (см. критерий 3)

Часто ученик имеет дело с заданием такого типа: «Расскажи о событии/герое прочитанного рассказа/ о теории Дарвина/ материке/». Т.е., ученику по сути надо пересказать часть параграфа.

И здесь заранее ученик должен знать, что «5» он получит, если:

1.      Свободно владеет материалом учебника;

2.      Сопровождает свой рассказ работой с  иллюстрациями/схемами/таблицами/картами;

3.      Речь выразительна, последовательна, логична;

4.       Выступающий ответил на все интересующие слушателей вопросы по теме сообщения.

Какие бы критерии оценки ни выбрал учитель, главное, чтобы ученик знал о них заранее и понимал, что оценка – это награда за труд. Как потрудился, так тебя и оценили.

Кочеткова О.А.


Комментариев нет:

Отправить комментарий