Остановимся
на оценивании устного сообщения. По мнению коллег, это один из самых
трудных видов работы ученика с точки зрения подходов к оцениваю. Поиск
информации, отбор необходимого материала в огромном потоке информации,
последовательное выстраивание в виде текста, а затем устное сообщение материала
на уроке – это умения, заслуживающие высокой оценки.
Тем
более важен отбор критериев в каждом случае, который предполагает подготовку
устного сообщения. Значимо все: требуемый объем; время, отведенное на
выступление в классе; наличие сопровождающего наглядного материала
(презентация, плакат, фотографии, видео); выразительность речи; владение
содержанием, готовность ответить на вопросы.
Кроме
того, необходимо учитывать выполнение как обязательных условий, сопровождающих
выступление ученика, так и дополнительных (необязательных).
Итак,
если учащемуся предстоит подготовить сообщение о жизни писателя, ученого, то он
должен знать, что «5» он получит в том случае, если его сообщение будет
содержать:
1. Фото
личности, о которой он готовит сообщение (обязательно);
2. Презентация
(дополнительно);
3. Перечень
фактов из жизни писателя/ученого, которые
важны для понимания его роли в литературе/науке (обязательно);
4. Объем
– 0,5-1 страница печатного текста (обязательно);
5. Время
выступления – 1-2 минуты (обязательно);
6. Знание
материала (НЕ чтение с листа) (обязательно).
Поэтому
отметка «3» не будет сюрпризом для ученика, который читал (см. критерий 6) то,
что он нашел в Интернете, не особенно заботясь об отборе материала (см.
критерий 3), при отсутствии какой бы то ни было наглядности (см.критерий 1,2).
Не
будет сюрпризом и отметка «4», если ученик сообщает подробно о жизни писателя
(ученого), его сообщение занимает львиную долю времени урока, оно уже всех
утомило и не соответствует задачам урока.
Здесь
работает правило: «Лучше меньше, да лучше» (см. критерий 3)
Часто
ученик имеет дело с заданием такого типа: «Расскажи о событии/герое прочитанного
рассказа/ о теории Дарвина/ материке/». Т.е., ученику по сути надо пересказать
часть параграфа.
И
здесь заранее ученик должен знать, что «5» он получит, если:
1.
Свободно владеет материалом учебника;
2.
Сопровождает свой рассказ работой с иллюстрациями/схемами/таблицами/картами;
3.
Речь выразительна, последовательна,
логична;
4.
Выступающий
ответил на все интересующие слушателей вопросы по теме сообщения.
Какие
бы критерии оценки ни выбрал учитель, главное, чтобы ученик знал о них заранее
и понимал, что оценка – это награда за труд. Как потрудился, так тебя и
оценили.
Кочеткова О.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий