Возможности дистанционного образования в условиях современной массовой школы

Дистанционное обучение открывает новые перспективы…

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Обратите внимание на словосочетание «ВСЕ УЧЕБНЫЕ КОМПОНЕНТЫ». К сожалению, то, что мы наблюдали в 4 четверти 2019/2020 учебного года, не всегда можно было назвать дистанционным образованием. Порой образование сводилось к передаче от учителя к ученику (иногда через родителей) учебного задания. Например: прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа, выполнить практическое задание. Почему бы и нет? Есть содержание. Есть средство обучения (учебник). Есть практика. И есть контроль знаний (если учитель проверял выполненное учеником практическое задание). Но как быть уверенным в том, что ученик вообще читал этот параграф, понял суть изложения материала, усвоил его. Не секрет, что ученики пользуются готовыми домашними заданиями, родители активно помогают выполнять задания (особенно в 1-5 классах).

Дело осложняется и тем, что учитель готов использовать ресурсы интернета (видеоуроки, онлайн-тесты для контроля знаний, конструкторы уроков – онлайн, готовые презентации и проч.), а ученик не готов (у него нет программ для просмотра документов, презентаций, видеоуроков, он не может или не хочет регистрироваться на обучающих платформах и т.д.). Возникает проблема, и решение ее также ложится на учителя (на школу): мы должны убедить родителей в необходимости обеспечения ученика техническими средствами для полноценной работы в режиме дистанционного обучения. Как ни у кого сегодня не возникает вопросов по поводу приобретения тетрадей, альбомов для рисования, красок, спортивной формы, так не должно возникать и вопросов по обеспечению учащегося доступом в Интернет, средствами работы на расстоянии (ноутбуки, компьютеры).

Но сегодня мы поговорим о преимуществах дистанционного образования. Безусловно, для всех участников образовательного процесса это колоссальный опыт. Мы не выбирали условия обучения, поэтому нет смысла сегодня  говорить о том, как все было плохо, важно извлечь из этого максимум пользы.

Среди преимуществ дистанционного образования следует отметить следующие моменты:

ü    участник ДО самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий.

Мы все устроены по-разному. Кому-то проще простого встать в 5 утра, много сделать, но уже во второй половине дня мозг отказывается работать. Мы знаем, что первые и последние уроки – не продуктивны. На первом дети спят, на последнем устали и не могут эффективно работать. В период дистанционного обучения учитель и ученик самостоятельно выбирали время работы.

ü    ДО позволяет проводить обучение большого количества человек.

Если  в классе мы ограничены помещением, то в Интернет-пространстве урок можно дать для 100 человек   одновременно. Если у вас 4 8-ых класса, то почему бы не организовать для них одни онлайн-урок. При этом дети не мешают друг другу. Вопрос с дисциплиной отпадает.

ü    повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.

Дистанционное образование позволяет предложить детям работу по способностям. И для одаренных, и для «трудных», и для детей с ОВЗ найдется задание по силам. Огромное количество имеющихся уже интернет – ресурсов позволяет учителю более качественно организовать индивидуализацию и дифференциацию обучения. Отпадает надобность все время объяснять коллективу детей, почему одному задали один вариант задания, а другому – другой, почему оцениваются дети тоже по-разному. Одаренный ребенок с высоким темпом работы посмотрит материал по всем ссылкам, которые предлагает учитель, а ребенок со средними способностями проработает что-то одно (и ему этого будет достаточно)

ü    создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения). Тот опыт, который мы накопили, вполне может стать основой для создания такой среды и платформой повышения уровня профессионализма педагога.

ü    овысить уровень владения ИКТ-компетенциями.

И ученик, и учитель освоили массу платформ, научились работать с электронной почтой, офисными программами, создавать и выполнять онлайн-тесты и проч.

Вспомним, что владение ИКТ – компетенциями – это обязанность учителя (профстандарт) и обязательное умение ученика (ФГОС).

Этот опыт обязательно нужно использовать по возвращении к традиционному  (очному) обучению.

         Когда говорят о полном переходе на дистанционную форму образования, то, на мой взгляд, очень спешат. Да, за дистанционным образованием большое будущее. Но сейчас мы должны гармонично связать традиционную и дистанционную формы обучения. Эта связь не должна быть надуманной. Эта связь должна быть умеренной и уместной.

         Как и где можно использовать опыт, полученный в период дистанционного обучения?

1.    На уроке. Выполнение тестов на закрепление нового материала, контроль знаний в тестовой форме возможен прямо на уроке, если кабинет технически оснащен, у каждого ученика есть устройство с выходом в интернет. Это сэкономит время учителя на распечатывании тестов и на проверке тестов. Позволит ученику увидеть ошибки, получить комментарий к тем заданиям, с которыми они не справились. Обычно по итогам проверки теста учитель комментирует ошибки, сделанные большинством учащихся (таких может быть 50%). Но ученику гораздо более важно услышать пояснение к тем заданиям, где именно он ошибся, а не его одноклассник.

2.    Во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. При большой нагрузке учителя порой невозможно полноценно организовать внеурочную деятельность (а она подразумевается требованиями ФГОС) и дополнительное образование. Проектная деятельность, подготовка к олимпиадам и конкурсам предполагают индивидуальные консультации. Онлайн-консультация в удобное время для руководителя проекта и участника – отличный выход. Поэтому программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, на мой взгляд, могут включать в себя часы дистанционного обучения. Например, курс внеурочной деятельности предполагает выполнение творческой работы. Для этого не обязательно ученику сидеть в классе с другими ребятами, у которых другие темы, другие способы работы. В этом случае они даже мешать будут друг другу. Именно здесь нужна индивидуальная-онлайн консультация (учитель-ученик). Работу можно выстроить таким образом, что половина часов занятий проходят в очной форме, половина – в заочной с использованием дистанционных форм работы.

3.    Классное руководство. Загруженность педагога порой не позволяет выставить классный час в расписание. Если у учителя 8 уроков, а у детей 6, то, конечно, дети могут пойти домой, пообедать, отдохнуть и выйти на классный час с помощью видеочата. Информационный классный час, не предусматривающий совместной творческой деятельности (репетиции к праздникам, создание стенгазеты и  т.д.), вполне возможен в дистанционной форме.

4.    Работа с родителями. Тот темп жизни порой не позволяет родителю присутствовать на собрании. Это вовсе не означает, что родители не заинтересованы. Они заинтересованы, они объективное не могут присутствовать на собрании, проводимом традиционно.  Но вполне можно поприсутствовать на собрании, подключившись к нему. Опыт показывает, что на онлайн-собрании присутствует даже больше родителей, чем в обычной форме. Сбор информации можно осуществлять с помощью опросов, анкет-онлайн, гугл-таблиц и проч.

5.    Деятельность рабочих групп, ШМО, информационных собраний тоже может быть в дистанционной форме.

Удаленная форма работа показала, что возможно отказать от ведения журналов, дневников. Есть отличные платформы для ведения портфолио как учителя, так и ученика в электронном виде. Существует множество цифровых образовательных ресурсов, применение которых значительно повышают качество преподавания. Поле для повышения собственного профессионализма велико. Это актуально и, может быть, темой самообразования на ближайшее время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий