ИГРОВОЙ ПРИЕМ "ШАПКА ВОПРОСОВ"

В данной статье я расскажу, как можно использовать игровой прием «Шапка вопросов» на уроке литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Прием «Шапка вопросов» описан в книге В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя».

Этот вид работы, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом, можно попробовать применять по любому учебному тексту на любом уроке.

 Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по тексту тексту). На каждой записке свой тип вопроса:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами-записочками.Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с художественным воспитанием.

Итак, мы попробовали применить данный вид работы во время изучения комедии Д.И, Фонвизина «Недоросль». Вопросы, которые дети приготовили дома, складывались в три « шапки». Класс делился на несколько команд. Выдвигался представитель от команды, который должен был вытащить по одному вопросу из каждой шапки. Далее, обсудив вопросы в течение 3 минут, команда давала ответ. Это очень оживило работу, наблюдался большой интерес.

Любопытно было проверить, насколько внимательны дети, что позволили сделать вопросы 1 группы. Среди них встретились:

Сколько лет было Стародуму?

 Кого Простакова хотела женить на Софье?

Кем по национальности является Вральман?

Кому принадлежат слова: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

Зачем в дом к Простаковой приехал Правдин?

Что произошло с Простаковой в конце комедии?

Какой учебник доучивает Митрофан  и какой будет следующий?

В каком чине отставлен из гвардии Скотинин?

Особый интерес представлли вопросы 2 и 3 группы. Многие из них вызвали споры, горячую защиту своей точки зрения, ассоциации с современной жизнью.

Что чувствовал Стародум, когда узнал, что его бывший друг был возведен в чин ни за что?

Митрофан хуже своей матери. Почему?

Почему Цыфиркин отказался от денег за обучение Митрофана?

Справедливо ли поступил Правдин по отношению к госпоже Простаковой в конце произведения?

Какими словами Стародум подчеркивает первостепенную важность духовного воспитания?

Виноват ли Митрофан, что он такой?

Скотинин и Митрофан любили Софью?

Почему Скотинин любит свиней?

Зачем Правдин приехал в дом к Простаковой? Что вы можете сказать об этом герое?

Почему Стародуму понравился Милон?

Митрофанушка – маменькин сынок?

Здесь оценивался и сам вопрос, его значимость и ответ на вопрос. Обратите внимание, многие вопросы содержат и собственную позицию, и обращение к точке зрения другого, многие вызывают на диалог, многие содержат проблему. Сам факт того, что вопрос исходит не от учителя, пробуждает активность и желание работать.

В 3 группу попал вопрос: Для чего Фонвизин написал пьесу?

Вопрос позволил нам логично перейти к обсуждению идеи комедии.

Попробуйте и вы! У вас получится по-другому. Это-то и здорово.


Комментариев нет:

Отправить комментарий