В
данной статье я расскажу, как можно использовать игровой прием «Шапка вопросов»
на уроке литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Прием «Шапка
вопросов» описан в книге В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия
игровых приемов обучения. Книга для учителя».
Этот вид работы, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом, можно
попробовать применять по любому учебному тексту на любом уроке.
Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по тексту тексту). На каждой записке свой тип вопроса:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
Участники могут ограничиваться и одним-двумя
вопросами-записочками.Смысл задания заключается в постановке ученика,
формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а)
проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.
Отвечают на
вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из
бумажек. И возвращаются на место для подготовки.
Во время выполнения задания хорошо и доступно для
детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса,
так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с
художественным воспитанием.
Итак, мы попробовали применить данный вид работы во
время изучения комедии Д.И, Фонвизина «Недоросль». Вопросы, которые дети
приготовили дома, складывались в три « шапки». Класс делился на несколько
команд. Выдвигался представитель от команды, который должен был вытащить по
одному вопросу из каждой шапки. Далее, обсудив вопросы в течение 3 минут,
команда давала ответ. Это очень оживило работу, наблюдался большой интерес.
Любопытно было проверить, насколько внимательны дети,
что позволили сделать вопросы 1 группы. Среди них встретились:
Сколько лет было Стародуму?
Кого Простакова
хотела женить на Софье?
Кем по национальности является Вральман?
Кому принадлежат слова: «Имей сердце, имей душу, и
будешь человек во всякое время»?
Зачем в дом к Простаковой приехал Правдин?
Что произошло с Простаковой в конце комедии?
Какой учебник доучивает Митрофан и какой будет следующий?
В каком чине отставлен из гвардии Скотинин?
Особый
интерес представлли вопросы 2 и 3 группы. Многие из них вызвали споры, горячую
защиту своей точки зрения, ассоциации с современной жизнью.
Что чувствовал Стародум, когда узнал, что его бывший
друг был возведен в чин ни за что?
Митрофан хуже своей матери. Почему?
Почему Цыфиркин отказался от денег за обучение
Митрофана?
Справедливо ли поступил Правдин по отношению к госпоже
Простаковой в конце произведения?
Какими словами Стародум подчеркивает первостепенную
важность духовного воспитания?
Виноват ли Митрофан, что он такой?
Скотинин и Митрофан любили Софью?
Почему Скотинин любит свиней?
Зачем Правдин приехал в дом к Простаковой? Что вы
можете сказать об этом герое?
Почему Стародуму понравился Милон?
Митрофанушка – маменькин сынок?
Здесь
оценивался и сам вопрос, его значимость и ответ на вопрос. Обратите внимание,
многие вопросы содержат и собственную позицию, и обращение к точке зрения
другого, многие вызывают на диалог, многие содержат проблему. Сам факт того,
что вопрос исходит не от учителя, пробуждает активность и желание работать.
В 3 группу
попал вопрос: Для чего Фонвизин написал пьесу?
Вопрос
позволил нам логично перейти к обсуждению идеи комедии.
Попробуйте и
вы! У вас получится по-другому. Это-то и здорово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий