РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Тема данной статьи -  «Развитие самоуправления в классном коллективе». Мы не ставим своей целью рассказывать о необходимости развития самоуправления (это и так ясно), не ставим и цель говорить о теории самоуправления. Наша задача сегодня – поделиться практическими наработками в этой области.

Многие учителя являются  классными руководителями.

Государство сегодня ставит перед педагогом сложнейшую задачу по воспитанию человека, обладающего высоким интеллектом, высокими моральными качествами, человека с активной жизненной позицией. Мы хотим, чтобы наши дети были умными, здоровыми, трудолюбивыми, уважали старших, любили Родину, берегли природу.

           Поэтому цель классного руководителя можно сформулировать  следующим образом: создание условий для формирования гармонично развитой личности с активной жизненной позицией.

На наш взгляд, достичь поставленной цели можно, в том числе, посредством развития самоуправления.

Основными направлениями нашей деятельности являются:

  1.  Образовательное (получение знаний);
  2. Здоровьесберегающее (сохранение здоровья, повышение иммунитета);
  3. Трудовое (приобщение к труду);
  4. Культурное (организация культурного досуга).

Сопровождает названные направления работы – информационное (получение, распространение и добывание информации).

На одном из первых классных собраний предложим детям построить нашу работу по принципу работы государства. Во главе  классного коллектива – президент (исполнительная власть), председатель правительства – во главе законодательной власти. Ему подчинены министры (здравоохранения, образования, труда, культуры). Министры формируют кабинеты (министерства). Каждый член коллектива занимает, таким образом, какую-либо ступень в управлении делами класса.

Дети с воодушевлением приняли эту идею. Путем открытого голосования был избран президент, председатель правительства, министры, в последующем - сформированы кабинеты министров.

Как у любого государства есть символические знаки, отличающего его от другого государства, так и у нашего «государства» должны быть таковые. В течение первой четверти  проведем конкурс по символике класса. В результате долгих, активных  споров обязательно появится нечто оригинальное (у нас появился отличительный знак, который выделяет нас среди других классов, - голубая лента).

            Каждое первое заседание правительства класса в четверти  посвящено планированию работы. В конце четверти встает вопрос об итогах. Каждый кабинет представляет свою работу, проделанную в течение четверти, вносит предложения на будущее.

Так, министерство образования представляет успеваемость учащихся в графиках, где подсчитан средний балл, набранный учеником по итогам четверти, а также распределено место ученика среди остальных по успеваемости.  Такая работа позволяет пробудить у ребят здоровое желание быть лучше в следующей четверти, подняться на строчку выше, занять более высокое место. Построив график собственного развития, ученик может сравнить свои результаты в течение года, проанализировать свою работу и сделать выводы.

            Министерство труда отвечает за организацию трудовых работ по уборке класса и закрепленной за классом территории. Сформированы бригады (по 3 человека), составлен график дежурства по классу, детьми самостоятельно решается вопрос о замене ученика, который по каким-то причинам не может остаться на дежурство. Замечаний по организации дежурства в классе нет, нареканий по поводу содержания в чистоте прикрепленной территории класс не имеет.  Лентяями не назвали нас и руководители летней школьной практики.

                 Министр спорта и здравоохранения отвечает за организацию питания в школьной столовой (заказывает количество завтраков и обедов на каждый день), является ответственной за формирование команды для участия в различных соревнованиях. Класс является активным участником школьных, городских и областных соревнований. Нередко является победителем или призером.70% в классе занимается в спортивных секциях как на базе школы, так и на базе других городских учреждений (бассейн, спортивные клубы и проч.). Министерство здравоохранения и спорта предложило создать альбом «Мы вами гордимся» (о ребятах, которые достигли определенных результатов в спорте). И это стало одним из интересных проектов класса.

Конечно, самой интересной, на наш взгляд, является работа  министерства культуры.  Министерство культуры заботится о культурном досуге членов нашего коллектива. Вы не поверите, сколько идей было предложено детьми! Важно понимать, что интересно детям то, что предложено ими, а не нами, учителями.

 Самоуправление в классе развивает в детях:

ü  Самостоятельность;

ü  Креативность;

ü  Творческие способности;

ü  Активность;

ü  Умение работать в группах;

ü  Умение слушать другого и терпимо относиться к его мнению, что очень важно в условиях развития современного  общества.

Такие качества позволяют учащимся быть востребованными, и тот факт, что класс часто избирается платформой для проведения открытых уроков учителями-предметниками, открытых внеклассных мероприятий педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором, социальным педагогом также свидетельствует об этом.

Активная работа детей не оставляет равнодушными и родителей. Как может остаться в стороне  от совместных проектов класса   папа или мама самого президента! Учащимися было предложено создание таблицы участия родителей в делах класса. И редко какая графа осталась пустой.  

Конечно, не без проблем и не без реформ.   Возможны и смена власти, и попытки перевернуть существующий «строй». Все это является признаком активного развития коллектива (нет застойности, нежелания работать). А вот некоторые ребята сохраняют свои обязанности из года в год. Это свидетельствует о качественном выполнении поручений, о доверии классного коллектива.

 Если из всего прочитанного вы извлечете идею и воплотите ее в работе со своим классом, значит, эта статья написана не зря.


Комментариев нет:

Отправить комментарий