Тема
данной статьи - «Развитие самоуправления
в классном коллективе». Мы не ставим своей целью рассказывать о необходимости
развития самоуправления (это и так ясно), не ставим и цель говорить о теории
самоуправления. Наша задача
сегодня – поделиться практическими наработками в этой области.
Многие
учителя являются классными
руководителями.
Государство
сегодня ставит перед педагогом сложнейшую задачу по воспитанию человека,
обладающего высоким интеллектом, высокими моральными качествами, человека с
активной жизненной позицией. Мы хотим, чтобы наши дети были умными, здоровыми,
трудолюбивыми, уважали старших, любили Родину, берегли природу.
Поэтому цель классного руководителя можно
сформулировать следующим образом: создание
условий для формирования гармонично развитой личности с активной жизненной
позицией.
На
наш взгляд, достичь поставленной цели можно, в том числе, посредством развития
самоуправления.
Основными направлениями нашей
деятельности являются:
- Образовательное (получение
знаний);
- Здоровьесберегающее
(сохранение здоровья, повышение иммунитета);
- Трудовое
(приобщение к труду);
- Культурное
(организация культурного досуга).
Сопровождает
названные направления работы – информационное (получение,
распространение и добывание информации).
На
одном из первых классных собраний предложим детям построить нашу работу по
принципу работы государства. Во главе классного коллектива – президент
(исполнительная власть), председатель правительства – во главе законодательной
власти. Ему подчинены министры (здравоохранения, образования, труда, культуры).
Министры формируют кабинеты (министерства). Каждый член коллектива занимает,
таким образом, какую-либо ступень в управлении делами класса.
Дети
с воодушевлением приняли эту идею. Путем открытого голосования был избран
президент, председатель правительства, министры, в последующем - сформированы
кабинеты министров.
Как
у любого государства есть символические знаки, отличающего его от другого государства,
так и у нашего «государства» должны быть таковые. В течение первой
четверти проведем конкурс по символике
класса. В результате долгих, активных споров обязательно появится нечто оригинальное
(у нас появился отличительный знак, который выделяет нас среди других классов,
- голубая лента).
Каждое первое заседание
правительства класса в четверти
посвящено планированию работы. В конце четверти встает вопрос об итогах.
Каждый кабинет представляет свою работу, проделанную в течение четверти, вносит
предложения на будущее.
Так, министерство образования
представляет успеваемость учащихся в графиках, где подсчитан средний
балл, набранный учеником по итогам четверти, а также распределено место ученика
среди остальных по успеваемости. Такая
работа позволяет пробудить у ребят здоровое желание быть лучше в следующей
четверти, подняться на строчку выше, занять более высокое место. Построив график
собственного развития, ученик может сравнить свои результаты в течение
года, проанализировать свою работу и сделать выводы.
Министерство труда отвечает за организацию
трудовых работ по уборке класса и закрепленной за классом территории.
Сформированы бригады (по 3 человека), составлен график дежурства по классу,
детьми самостоятельно решается вопрос о замене ученика, который по каким-то
причинам не может остаться на дежурство. Замечаний по организации дежурства в
классе нет, нареканий по поводу содержания в чистоте прикрепленной территории
класс не имеет. Лентяями не назвали нас
и руководители летней школьной практики.
Министр спорта и здравоохранения отвечает за
организацию питания в школьной столовой (заказывает количество завтраков и
обедов на каждый день), является ответственной за формирование команды для
участия в различных соревнованиях. Класс является активным участником школьных,
городских и областных соревнований. Нередко является победителем или
призером.70% в классе занимается в спортивных секциях как на базе школы, так и
на базе других городских учреждений (бассейн, спортивные клубы и проч.).
Министерство здравоохранения и спорта предложило создать альбом «Мы вами
гордимся» (о ребятах, которые достигли определенных результатов в спорте). И
это стало одним из интересных проектов класса.
Конечно,
самой интересной, на наш взгляд, является работа
министерства культуры. Министерство
культуры заботится о культурном досуге членов нашего коллектива. Вы не
поверите, сколько идей было предложено детьми! Важно понимать, что интересно
детям то,
что предложено ими, а не нами, учителями.
Самоуправление в классе развивает в детях:
ü Самостоятельность;
ü Креативность;
ü Творческие
способности;
ü Активность;
ü Умение работать
в группах;
ü Умение слушать
другого и терпимо относиться к его мнению, что очень важно в условиях развития
современного общества.
Такие
качества позволяют учащимся быть востребованными, и тот факт, что класс часто избирается
платформой для проведения открытых уроков учителями-предметниками, открытых
внеклассных мероприятий педагогами дополнительного образования,
педагогом-организатором, социальным педагогом также свидетельствует об этом.
Активная
работа детей не
оставляет равнодушными и родителей.
Как может остаться в стороне от
совместных проектов класса папа или
мама самого президента! Учащимися было предложено создание таблицы
участия родителей в делах класса. И редко какая графа осталась пустой.
Конечно,
не без проблем и не без реформ. Возможны и смена власти, и попытки перевернуть
существующий «строй». Все это является признаком активного развития коллектива
(нет застойности, нежелания работать). А вот некоторые ребята сохраняют свои
обязанности из года в год. Это свидетельствует о качественном выполнении
поручений, о доверии классного коллектива.
Если из всего прочитанного вы извлечете идею и
воплотите ее в работе со своим классом, значит, эта статья написана не зря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий