В
свете последних документов, касающихся образования и воспитания, в условиях
введения профессионального стандарта педагога в качестве основных ориентиров
развития профессиональной компетентности педработкников следует выделить:
1)
Овладение
инновационными методами реализации образовательных областей в соответствии с
принципами федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
2)
Освоение технологии проектирования условий
ведения воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
3)
Расширение форм взаимодействия с родителями
школьников.
Достичь
ожидаемых результатов развития компетенций по данным направлениям поможет
составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) профессионального
развития педагога — структурированной программы действий по саморазвитию,
составленной с учетом личных предпочтений и реализуемой с целью достижения
выделенных ключевых компетенций.
Разработка
индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) учителя производится
последовательно, в соответствии с алгоритмом См. таблицу)
Оформление
индивидуальной стратегии совершенствования профмастерства учителя производится
в соответствии с унифицированными требованиями. На титульный лист выносится
полное название школы, фамилия и инициалы учителя, год составления документа.
Второй лист следует отвести под информационную справку об авторе (указать
фамилию, имя и отчество без сокращений, занимаемую должность, данные об
образовании, дату прохождения последнего аттестационного оценивания, стаж
ведения педагогической практики, при желании — жизненное кредо или девиз).
Обязательным элементом структуры индивидуального образовательного маршрута
современного педагога является пояснительная записка, иллюстрирующая цели и
задачи работы по саморазвитию, формы планируемой деятельности, перечень
результатов, планируемые сроки реализации составленной стратегии. При этом
следует учитывать, что сроки реализации ИОМ могут варьироваться от одного года
до нескольких лет — в зависимости от поставленных целей, актуальной ситуации в
сфере образования.
В рамках
презентации ИОМ следует обязательно представить ключевые направления
деятельности, реализуемые для достижения поставленных целей.(см. таблицу)
Ведение
систематической работы по данным направлениям в предоставленные свободные дни
позволит современному учителю последовательно повышать уровень педагогической
компетенции, разрабатывать и презентовать собственные методические пособия,
сценарии, сформировать копилку дидактических материалов, упрощающих подготовку
к урокам, принимать участие в семинарах, конференциях, подготовить материалы
для участия в конкурсах, как следствие — расширить векторы дальнейшего развития
и добиться профессионального успеха.
В ходе
реализации ИОМ у педработника могут возникать трудности, связанные с
достижением поставленных целей. Поэтому для обеспечения процесса непрерывного
профессионального развития практикуется заполнение «дорожной» карты реализации
индивидуального образовательного маршрута педагога, в ходе которой определяются
основные этапы деятельности по самообразованию: планирование мероприятий и
видов активности, оценка необходимых ресурсов, анализ достигнутых результатов.
При заполнении «дорожной» карты следует обязательно выделить такие направления
деятельности учителя: Повышение квалификационного уровня (систематическое
освоение модулей профподготовки в системе непрерывного образования). Участие в
деятельности профессиональных сообществ — педагогических объединений,
экспериментальных творческих групп. Методическая работа (ознакомление с
традиционными и новаторскими формами ведения педагогической практики). Работа
по самообразованию (самодиагностика, самостоятельный поиск информации в
тематических изданиях и на интернет-ресурсах, посещение семинаров, выставок,
конференций).
Образец «дорожной» карты учителя см. в
таблице.
В ходе
реализации ИОМ в «дорожной» карте фиксируются достижения по каждому отдельному
направлению, что способствует объективной оценке деятельности по развитию
профессиональных компетенций, позволяет своевременно выявлять недоработки и
оперативно устранять их.
Вашему вниманию
будут представлены ИОМ педагогов опытных и молодых, учителей –предметников и
педагогов дополнительного образования.
Материалы размещены на сайте Менеджер образования (Портал информационной поддержки руководителей ОО)
Комментариев нет:
Отправить комментарий