суббота, 13 июня 2020 г.

Из обсуждения на Фейсбук в учительской среде

Наши дети очень плохо умеют говорить! 
Точнее разговаривать, рассказывать, рассуждать в какой-либо предметной области. Практически не умеют общаться, аргументированно представляя свою точку зрения. 
Это неумение не возникло вдруг вчера, оно развивается постепенно. Давно. 
Как и этот пост, который я хотела написать уже пару лет. С тех пор, как побывала на одном распиаренном мероприятии, где подростки представляли свои проекты. Заявлено было в стиле TED. Модно) 
В итоге три часа скучнейших прочтений с листа или с презентации,  или заученных наизусть текстов. 
Настоящая проблема - неумение презентовать результаты своего труда вырастает из ежеурочных НЕответов и НЕвопросов, из проектов, которые делаются взрослыми, родителями и учителями, за детей. 
Это даже не проблема, это - нарастающая катастрофа. А сейчас угроза становится всё актуальнее. 
В дистанте (в онлайне) дети говорят ещё меньше и реже. Потому что учитель ещё больше боится не успеть сказать что-то очень важное (как ему, учителю, кажется) из школьной программы, а родитель хочет, чтобы в онлайне было так, как в школе. 
Уверена, что уже давно можно встретить школьников, которые ни разу не выходили к доске за несколько лет, не видели перед собой весь класс, лица. И не отвечали устно за все годы обучения ни разу. 
Устно не в смысле: «Вася, сколько будет дважды два?» - «Четыре». «Маша, правильно?»-«Да», «Петя, ты согласен с Васей и Машей?»-«Да». «Молодцы, ребята, отлично работаете на уроке!» Такой вот интерактивный урок)

Устно, в смысле развёрнутым ответом с высказыванием своего мнения или представлением своего решения-своего опыта. Своего!
Пусть даже не всегда правильного решения, пусть и вообще неправильного. 

Сам факт: обозначить позицию, попробовать доказать и убедить, сделать выводы. 

Наши дети не умеют задавать вопросы и отвечать на них, такие вопросы с рассуждениями. Не закрытые вопросы, как в тестах с выбором ответов или указанием своего  варианта. 
Потому что мы, родители и учителя, не задаём им вопросов и не всегда отвечаем на их вопросы. 
Потому что нам, учителям и родителям, не нужно их мнение и их неудобные вопросы. 
Максимум, что нам нужно, пересказанное ими наше мнение или общепринятое мнение в ответ на наши вопросы. Образование же вроде как - передача нашего опыта им😉. Потому что мы «знаем лучше как нужно» и «желаем добра». 

Наши дети не умеют рассуждать в рамках учебной деятельности, которую они выполняют; не умеют рассуждать часто даже о своих увлечениях, совместных семейных увлечениях. Потому что часто их нет. 

Наши дети плохо умеют говорить, потому что мы, родители и учителя, плохо умеем их слушать. Спрашивать их совета и просить их о помощи. Особенно сейчас. 
Мы ищем как мотивировать детей, а можно попросить их помочь организовать это самое образование. Признаться в том, что мы не можем и не умеем, спросить их совета. 
Предложить им провести уроки. Причём не уроки математики, русского и тд. 
Урок того, что чему они хотели бы научить. И как бы они хотели это организовать. 

Наши дети, которые не умеют разговаривать, вырастают во взрослых, которые не умеют анализировать и представлять аргументированно своё мнение. 
Не умеют общаться и строить отношения.
***
Эту проблему я бы разделил на три аспекта (которые, безусловно, тесно переплетены): средовой, методический и  внепредметный.

Средовой аспект (аспект среды)
Школьные предметы безпроблемны. То есть их «проектировали» таким образом, чтобы они не содержали внутренних противоречий (в чём их принципиальное отличие от соответствующих наук). Таким образом само построение предметов делает неактуальной любую самостоятельную мысль ученика. (То есть в школьных предметах нет места самостоятельным мыслям учащихся.) И в результате для развития речи* (* здесь и далее в значении свободного изложения мысли) остаются только пересказы и заучивание (например, стихов).
Среда школьных предметов не востребует основного «инструмента» «высказывания» — формулирования собственной мысли и либо он (этот «инструмент») развивается во внеурочной деятельности, либо в ситуациях, когда педагог решается выйти за рамки своего предмета. И то, и другое маловероятно, так как требует неординарных усилий и никак не влияет на формальные показатели. К сожалению, приходится признать,  что основа речи — мыследеятельность, так же не востребована в школе. А если мыследеятельность невостребованна, а востребована трансляция, то и получаем детей, которые могут пересказать, но не могут сформулировать.

Методический аспект
Методика развития речи* включает следующие этапы: описание, формулировка тезиса (а что, что, собственно, хочется сказать), тезис + иллюстрация, тезис + аргументы (+ иллюстрация по необходимости), логическое связывание тезисов в единую мысль.
Уже на первом этапе возникают проблемы, так как, кроме как в началке задачи описания вообще не ставится), но даже если и ставится, то не на уровне (аспектов (критериев)), а в общем виде. Второй и последующие этапы просто проваливаются по причинам, описанным в первом аспекте.
Да и материала для тезирования не так, что бы много — достаточно посмотреть школьные учебники, чтобы убедиться, что они труднотезируемые, так как также не содержат мыслей, а лишь описания.

Внепредметный аспект
На первый взгляд такие «вещи», как составление плана высказывания, презентация (не электронная, а именно выступление + иллюстрации по необходимости) присутствуют во многих предметах, однако в большинстве своём не приводят к желаемому результату. Причин этому видится две: отсутствие единых требований на разных предметах и не несогласованность предметных программ по этим коммуникационным навыкам (отсутствия как карты развития навыков (вертикального планирования), так и согласования по навыкам программ (горизонтальное планирование)). 

По большому счету, причинами этой проблемы является отсутствие оценивания (то есть, фактически, такой образовательной задачи) качества высказывания (причем, как устного, так и письменного).

Комментариев нет:

Отправить комментарий